Готовим руку ребенка к письму
В понятие психологическая готовность к школе входит и понятие «двигательная готовность». Никто не станет спорить с тем, что общее физическое развитие ребенка перед поступлением в школу должно соответствовать возрасту. Однако особенно важно, чтобы были хорошо развиты мелкие мышцы кистей рук, иначе ребенок не сможет правильно держать ручку, будет быстро уставать при письме.
Письмо это не просто двигательный акт, опирающийся на узкоограниченный участок мозга, а сложный процесс, в осуществлении которого принимает участие ряд функционально взаимосвязанных зон коры головного мозга, в который входят многие психические процессы, играющие важную роль в непосредственном осуществлении процесса письма. Поэтому крайне важно еще до школы начать готовить руку ребенка к письму.
Кроме того, существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Исследования показывают, что развитие мелкой моторики рук является необходимым условием для развития речи и мышления ребенка. Доказано также, что чем выше развита мелкая моторика, то есть движения кистей рук, тем выше развитие речи и мышления ребенка. К тому же у ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики наблюдается и достаточно высокий уровень развития памяти и внимания. При подготовке к письму важным является формирование зрительно-двигательной координации глаза и движения руки. У ребенка к 6-ти годам уже должно быть полностью сформировано умение выделять из рассматриваемой картинки или предмета отдельные части, что поможет ему одновременно смотреть на предмет и рисовать его. В школе это умение крайне необходимо, так как многие задания построены именно таким образом: учитель пишет на доске, а ученики должны переписать задание в тетрадь без ошибок. Вот почему так важно, чтобы у ребенка были согласованы действия глаз и руки, чтобы руки выполняли только то задание, которое им дают глаза.
Для формирования у ребенка графического навыка необходимо обучать его с помощью системы специальных упражнений. Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т. е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности письма. Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки и формированию способности к переключению с одного двигательного уклада на другой. Игры и упражнения с пальцами рук при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму, оказывают неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения. Для развития координации движений, тонкой моторики рук можно использовать упражнения с применением спортивного инвентаря.
Выполняя различные виды заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. При этом необходимо сразу обучать ребенка правильным приемам действия. Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.
Стоит особо подчеркнуть, что речь идет именно о подготовке руки к письму. Учить ребенка писать до школы не следует, так как не все родители знают, как это правильно сделать. Неверное обучение зачастую приводит к формированию неправильной техники письма и дальнейшему мучительному переучиванию.
Как же определить, насколько ребенок подготовлен к обучению письму? Ответить на этот вопрос вы можете, наблюдая за тем, как рисует ребенок. Во время этих наблюдений вас должны насторожить следующие случаи:
- если ребенок для того, чтобы закрасить фигуру, поворачивает лист, значит, он не в состоянии менять направление линии с помощью движений пальцев;
- если на рисунке все предметы нарисованы очень мелко, значит, кисть руки сильно зажата, находится в постоянном напряжении;
- если ребенок не может закрашивать предмет, не выходя за контур;
- не может рисовать сложные линии.
При наблюдении за деятельностью ребенка вы выявили у него слабые графические навыки и вам нужна помощь в совершенствовании «двигательной готовности руки», обращайтесь в Подольский городской центр социальной помощи семье и детям, мы поможем подготовить вашего ребенка к школе.
|