Четверг, 02.05.2024, 08:06
Выступление на заседании КДН и ЗП на тему «Оказание психологической, педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в учебе и поведении» 16.02.2012г. заместителя директора Лепешкиной Л.Н. В настоящее время в учреждениии функционируют 4 отделения – консультативное, психолого-педагогической помощи, реабилитации несоверщеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями, участковой социальной службы. На базе консультативного отделения работает клуб «Счастливые родители», который создан с целью оказания помощи родителям и детям в решении проблем воспитания, семейных взаимоотношений и информационной и психологической поддержки. Клуб работает уже 5 лет, за это время на заседаниях было рассмотрено немало тем, касающихся учебы и поведения детей, среди них такие, как : - «Роль родителей в формировании у детей умения общаться со сверстниками»; - «Конструктивные способы взаимодействия родителей и детей»; - « Способы борьбы с детской ленью»; - «Как научить ребенка не поддаваться чужому влиянию, умение сказать «Нет»; - « Формирование у детей мотивации к обучению в школе»; - « Учитель – это звучит гордо»; - « Характеристика возрастных структур личности»; -«Дисциплина и наказание»; - «Методы и приемы воспитания дисциплинированных детей». В процессе реабилитации несовершеннолетних участвуют специалисты всех отделений. Если говорить об оказании психологической и педагогической помощи имеющим проблемы в учебе, то следует отметить, что наиболее часто такие проблемы возникают в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, в семьях «группы риска», где родители не уделяют достаточно внимания учебе своих детей. В связи с этим, большая нагрузка в решении проблем учебы детей в школе ложится на специалистов по социальной работе участковой социальной службы. Основанием для начала проведения мероприятий с семьей и несовершеннолетними является: 1. личное обращение; 2. направление КДН и ЗП; 3. сообщение из общеобразовательного учреждения; 4. запрос специалиста по социальной работе. Основными причинами проблем несовершеннолетних в учебе и поведении является низкая мотивация, отсутствие позитивного настроя на преодоление встречающихся в обучении трудностей, отсутствие коммуникативных навыков, затруднение в общении со сверстниками и преподавателями, низкая самооценка, внутрисемейные конфликты. Психолог ОУСС помогает решить данные проблемы с помощью следующих методов работы: 1.индивидуальное психологическое консультирование родителей и подростков по преодолению конфликтных взаимоотношений в семье; 2. проведение тренинговых занятий: - для подростков «Дорога к своему Я» по развитию коммуникативных навыков и формированию позитивных жизненных целей ( 15 занятий) - для младших школьников «Остров Доверия» по повышению духовно-нравственного и творческого потенциала, осмысления ими общечеловеческих ценностей мира (15 занятий) 3.разработка памяток для родителей: «Законы воспитания. Правила поощрения и наказания»; «Негативные установки в воспитании детей»; «Не» в воспитании ребенка»; «Если ваш ребенок агрессивен»; «Если ваш ребенок стал плохо учиться» Основной трудностью в работе специалистов и психологов является низкая заинтересованность родителей в изменении ситуации; активное сопротивление членов семей психологическому воздействию; непонимание родителями актуальности возникающих проблем и значимости их решения для социализации ребенка.
Много внимания проблемам в учебе и поведении детей в школе уделяется психологами отделения психолого-педагогической помощи ГБУСО МО «Подольский городской центр социальной помощи семье и детям». В 2011 году по направлению из КДН и ЗП приняты 4 несовершеннолетних для проведения с ними действий психологической направленности, а именно психологическую диагностику, психокоррекцию и индивидуальное консультирование родителей и лиц их заменяющих. 4 ребенка из семей «группы риска» направлены к нам в центр по устной рекомендации инспекторов по делам несовершеннолетних. Большую посредническую роль по организации психолого-педагогической помощи детям «группы риска» осуществляли специалисты по социальной работе отделения участковой социальной службы нашего учреждения. Так, большое количество трудных детей поступало к психологам в результате совместной работы специалистов ОУСС центра, педагогических коллективов школ г. Подольска и инспекторов по делам несовершеннолетних. В результате психологической работы с детьми выявлялись следующие проблемы: · Пропуск занятий в учебных заведениях, · Запущенность учебного процесса, · Бродяжничество, · Асоциальное поведение, · Неблагоприятная обстановка в семье. Возраст детей с которыми осуществлялась психологическая работа находится в пределах от 10 до 16 лет. В основном несовершеннолетние и их родители входят в группу немотивированных клиентов, т. е. данные лица не заинтересованы в изменениях в сторону благополучия. По этой причине частота посещаемости психологических занятий неблагополучных несовершеннолетних очень низкая (2-3 посещения), хотя им, как правило, психологами рекомендована среднесрочная или долгосрочная психологическая работа (примерно от 1 месяца до года). Психологическая помощь оказывалась в следующих формах: · Психологическая диагностика, направленная на выявление эмоциональных, поведенческих и личностных проблем ребенка, а также их родителей для определения атмосферы в семье и качество процесса воспитания; · Индивидуальная психологическая коррекция несовершеннолетних по результатам выявленных неблагоприятных изменений в эмоциональной, личностной сфере и поведении ребенка; · Индивидуальное и семейное консультирование родителей и детей с целью урегулирования процесса воспитания. Проследить дальнейшую судьбу несовершеннолетних, обратившихся по рекомендациям КДН к нам в центр за психологической помощью, составляет некоторую сложность, так как они досрочно прекращают посещать занятия с психологами. Но если в целом оценивать качество проведенной психологической работы с детьми с трудностями в учебе и поведении, то можно отметить следующее. Там, где специалисты по социальной работе ОУСС входили в контакт с родителями трудных несовершеннолетних и непосредственно с детьми, регулярно посещавших психологические занятия, можно отметить положительную динамику примерно в 60-70%. Лепешкина Л.Н. |
Меню сайтаПоискКалендарьАрхив
Наш опросДрузья сайтаСтатистикаОнлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |