(Статья о жестоком обращении с ребенком в семье в муниципальную газету
«Подольский рабочий»)
Жили-были на
Руси Великой в городе ль людимом аль в деревне малой уважаемые всем честным
народом родители. И была у них доченька,
а может быть сыночек, а может двое детей было у них или более. И всегда после
рождения ребеночка радости родительской не было предела. И лелеяли они его, и потчевали.
И все силы свои покладали на благо и счастье своего дитяти. И желали они видеть
в нем аль богатыря сильного и умного, аль девицу красивую и пригожую.
Да вот пришло
недоброе время в их дом. То время, когда непослушен стал их малыш, и непокорен
слову родительскому, в делах житейских нерасторопен. И решили тогда родители
свое чадо любимое на путь истинный наставить. За непослушание стали слова свои громкие
и бранные извергать в сторону дитяти. За непокорность ребяческую на зерна
бобовые коленочками ставить. За житейскую неловкость розгами березовыми его
охаживать. А делалось все это злое супротив чада своего иногда даже и впрок,
безо всякой на то причины, безо всякой на то надобности.
Но не помогли
слова бранные, розги гибкие и наказания
нечеловеческие. Еще пуще стал малыш непослушен и непокорен, в жизни
людской нерасторопен. А главное, злобен стал он на свет белый, и печален пуще
осени дождливой. И пошли тогда маменька
с папенькой к старцу мудрому за советом житейским, за мыслью значимой, за
словом веским.
Старец молвил
им так: «Коли били вы его розгой гибкою, подзатыльниками и пощечинами дитя угощали,
а еще, если изо дня в день брагу да
наливку хмельную и крепкую сами попивали, да смеси курильные дурманящие в себя
вдыхали, и дитятю к сему этому приобщали, то неправильность это житейская и название
оному современное – физическое насилие.
Коль не люб
он всеми вами, и унижен пред глазами людскими, и лишен внимания родительского
пристального, то насилие это другое, не меньше первого зловещее. А к зловещему
этому насилию прикладается и брань строгая ваша в сторону чада своего любимого
словами непристойными, грубыми за шалости детские и невинные, и угрозы ваши ему
в пылу гнева злобного аль тихонько впотайку, да и ваши ссоры меж собой
словесные и не только словесные при дитяти. А такому деянию можно дать название
полное, да веское на умный лад - насилие это психическое (эмоциональное).
А бывает так,
что маменька аль папенька к дитятеньке безобидному своему свою любовную бесстыжность
кажут. Маменька в сынишке своем будто парня-молодца иль мужа видит, папенька же
в дочурочке будто женушку ненаглядную иль прелестницу распутную. И творят они сумасброды
с дитятей похоти безбожные, приставанья порочные, страсти греховные да соблазны взрослые. И нет на свете названия иного на языке новом, как сексуальное
насилие это.
Ну а нежели дитя
по вашей воле не ест в полный живот, не спит в мягкой опочивальне, да болезни
его и напасти телесные в срок никто не исцеляет, и места ему нет в избе вашей
для игры детской аль учебы житейской, то сего не должно быть. И название всему
этому очень трудное на языке современном
– пренебрежение основными жизненными потребностями ребенка».
И нет конца
былине, и могло бы быть продолжение сказанию оному, да вот былина эта - быль
наша - настоящая и современная, коли каждый пятый ребенок в семье, по
исследованиям специалистов, переживает на себе ужасы ремня, жестокость пощечин,
игривость затрещин и подзатыльников.
Ну а дети,
подвергшиеся со стороны членов своего семейного очага какой-либо форме насилия,
имеют ряд значимых особенностей, на которые нам, людям вроде бы сторонним, необходимо
все же обращать внимание:
- подавленное состояние, замкнутость, тревожность,
страхи и фобии;
- наличие систематических физических повреждений на
теле ребенка (синяки, рубцы, ссадины и т. п.);
- задержка психического развития (нарушение внимания,
памяти, мышления и т. п.);
- эмоциональные расстройства (раздражительность,
агрессия, гнев и т. п., часто обращенные против самого себя);
- низкая самооценка, депрессия, попытки суицида;
- избыточная потребность во внимании со стороны окружающих
его людей;
- неумение общаться с взрослыми и сверстниками (заискивающее поведение,
чрезмерная уступчивость или жесткая конфликтность);
- отрицательная успеваемость в школе;
- нарушение в поведении (ложь, воровство, наличие
вредных привычек).
Обнаруживать
и вычленять семьи, где присутствует насилие над детьми очень не просто, но они входят в так называемую «группу риска» и могут иметь
следующие признаки:
- ребенок в семье родился от нежеланной беременности,
и живет в нелюбви;
- родители употребляют алкоголь, наркотики или иные
химические вещества;
- в семье воспитывается ребенок, имеющий какие-либо индивидуальные
особенности (инвалидность, наследственные заболевания, трудный характер и
т.п.);
- у родителей присутствует деспотичный (авторитарный)
стиль воспитания;
- родители, страдают психическими заболеваниями;
- семья переживает много социально-экономических и
психологических проблем.
Конечно же,
по законодательству Российской Федерации недопустимо вторгаться в семью, но
если это семья, где насилие - норма, и ребенок находится в зоне опасности для
своей жизни, то нам следует:
1. Постараться
выяснить причины психологических и поведенческих особенностей ребенка, отличающих
его от других детей, для того чтобы установить степень и характер угрозы его
жизни.
2. Привлечь
внимание общественности (органы опеки и попечительства, полицию, социальные
службы, школу, детский сад, соседей) к данной проблеме.
3. Предложить
родителям такого ребенка обратиться в ближайший психологический центр к
психологу, социальному педагогу или иному специалисту за экстренной консультативной
помощью.
Психолог «Подольского городского центра
социальной помощи семье и детям»
С. Алякин
|