Статья
в муниципальную газету «Подольский рабочий»
Сентябрь – это особый месяц для многих. Взрослые после
летних отпусков приступают к своим трудовым обязанностям. Студенты оживились у
парадных подъездов и в аудиториях колледжей и институтов. На школьных площадках
города раздаются звонкие и веселые голоса наших детей. Среди них детишки,
которые совершили свой первый в жизни поход в школу. Это наши первоклассники. А
каково им в этой суете, которая началась для
этих, в недавнем прошлом, малышей в золотую осень 2009 года?
Поступление
в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для
первоклассников является период адаптации в школе, период приспособления к
новым условиям жизни, связанных с процессом обучения. Обычно он составляет от 1
до 6 месяцев.
В
этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу
носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с
учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются
держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей
неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они
становятся очень капризными, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для
очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют
функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает
психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи
со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать.
Первый год обучения в школе является не только одним из
самых сложных периодов в судьбе ребенка, но и своеобразным испытательным сроком
для родителей. Во-первых, именно в этот период требуется их максимальное
участие в жизни ребенка. Во-вторых, при начале обучения четко проявляются все родительские
недоработки в процессе дошкольного воспитания. В-третьих, при наличии благих
намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители
нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей в будущем. Так что же предпринять
дорогим нашим родителям, если они обнаружили у своего ребенка школьную дизадаптацию,
т. е. школьную неприспособленность?
Памятка родителям первоклассников
·
Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша личная
заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его
первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику.
·
Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в
школе. Объясните их необходимость и целесообразность ( здороваться со
взрослыми, вести себя спокойно, не кричать;
если хочешь что-нибудь сказать во время урока- нужно поднять руку,
встать в начале урока, не вмешиваться во
время разговора взрослых, спрашивать разрешения войти при опоздании на урок, не
сообщать о поведении других, а отвечать за свои поступки и т.д.)
·
Ваш ребёнок пришёл в школу учиться. Когда человек учится - у него
может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребёнок имеет право на
ошибку и не стоит за каждую ошибку ругать его.
·
Составьте вместе с ребёнком распорядок дня и следите за его
соблюдением. Личным примером подчеркивайте значимость соблюдения режима дня.
·
Поддержите первоклассника в его стремлении добиться успеха. В
каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните,
что похвала и эмоциональная поддержка способны
заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
·
С поступлением в школу в жизни вашего ребёнка появился новый
человек- это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своём педагоге.
·
Не стоит обсуждать уже возникшую трудность и проблемы - необходимо
найти их причины и способы устранения проблемы, постараться предупредить дальнейшие
неудачи, попытаться спрогнозировать наиболее успешные пути решения временных
или жизненно важных вопросов.
·
Давайте ребёнку больше самостоятельности при сборе в школу,
комплектации портфеля, при подготовке к урокам. Но не пускайте ситуацию на
самотёк. Контроль - лучший способ научить, хотя быстрее сделать это за ребёнка
самому взрослому.
·
Больше разговаривайте с ребёнком о его делах, поступках,
проблемах. Постарайтесь во время разговора натолкнуть его на самостоятельный
вывод о правильности или ошибочности его поступков. Не отказывайтесь от
высказывания мнения детей - во время уроков им хочется сказать о многом, но
зачастую они вспоминают ситуации из их жизни и опыта, не касающиеся темы урока…
·
Исправляйте неправильно сказанные ребёнком слова или фразы –
развивайте речь ребёнка не просмотром телевизора, а совместным чтением книг и
их обсуждением.
·
Вы уже выучили вместе с ребенком много стихов и скороговорок -
дети с удовольствием Вам их расскажут.
·
Учение - это нелёгкий и ответственный труд. Поступление в школу
существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать его многообразия,
радости, игры.
Примите,
пожалуйста, эти рекомендации во внимание. Ну, а если Вас что-то беспокоит в
поведении ребёнка, его учебных делах – не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией
к учителю или детскому психологу. К детскому психологу Вы можете обратиться, позвонив
по телефону 57-69-67.
Психолог
«Подольского городского центра социальной помощи семье и
детям»
Сергей Алякин
|